Холодный Асфальт

Холодный Асфальт

Холодный вид асфальта – смесь, применяемая для дорожностроительных работ, состоящая из заполнителя на минеральных компонентах, а также органического вяжущего жидкой структуры. Это позволяют укладывать ее при низких температурах воздуха (ниже 5 градусов Цельсия). Это качество обуславливает возможность работы зимой, что невозможно делать, используя обычный вид асфальтной смеси. Используется для устранения ям и других повреждений покрытия дороги. Результат получается эффективным, надежным и долговечным, если речь идет не о слишком большой интенсивности использования дорожного покрытия

История возникновения

Материал был разработан в 1920 году, но в наших странах его начали использовать лишь в середине 50-х годов. Тогда он имел вид смеси, которую изначально готовили с предварительным нагревом. Чтобы ее можно было укладывать холодной, применялись добавки в виде битума. Этот новый на тот момент материал позволил расширить ремонтные работы не только на теплое время года, но и на зиму. Благодаря этому, у ремонтных дорожных бригад появилась возможность поддерживать исправность вверенных им транспортных систем круглогодично.

холодное асфальтирование ямы

Полноценно смесь начала использоваться в России в 2000-х годах. С тех пор популярность покрытия возрастала. Эксплуатационные свойства материала оценили представители частного строительства. Ее активно начали использовать не только для ремонта. Такой асфальт отлично подходит для придомовых территорий, асфальтирования дорожек на приусадебных участках, а также дворах жилых массивов.

Свойства

Смесь эффективно выручает дорожные службы, ведь класть горячий покрытие при морозе нельзя, чего не скажешь про холодный аналог. Такая особенность позволила смеси быстро завоевать популярность не только у государственных служб, но и среди многих представителей частного строительства. Такая особенность обусловлена составом органоминеральной холодной смеси. В него входят специальные растворители, благодаря которым битум становится жидким не из-за температурного воздействия, а за счет испарения соединений углеводорода.

Заполнителем могут быть щебень (гравий) или порошок, состоящий из минеральных соединений. Нефтяной битум, при условии его средней или малой степени загустения, выполняет функции жидкого вяжущего. Ключевой особенностью описываемого покрытия является возможность его использования при низких температурных показателях окружающего воздуха.

Щебень используется в виде мелких фракций. Стороны каждой из них имеют четко выраженные грани. Это позволяет асфальту надежно уплотняться природным путем. Покрытие укладывается без предварительного нагрева.

Отличия от горячего

Если сравнивать эффективность материала, горячий асфальт характерен более высокими эксплуатационными показателями, что существенно расширяет сферу применения этого покрытия. Холодный аналог кладется в меньшем количестве, но при более низких температурах. Отличительные качества заключаются в таких показателях:

  • Способ приготовления;
  • Состав;
  • Температура материала во время укладки;
  • Температура окружающей среды при укладочной работе.

отличие горячего от холодного асфальта

В горячем асфальте используется вязкий вид битума. В холодном – жидкий вид битум со средней или малой степенью вязкости. Благодаря этому, такой материал готовят без предварительного нагревания. Имеются также и физические отличия. Например, набор прочности у горячего покрытия происходит в процессе остывания при условии, что смесь окончательно уложена и уплотнена в то время, как холодный аналог прочнеет по мере испарения компонентов углеводорода, входящего в состав жидкого битума.

Горячий асфальт также отличается более широкой сферой применения. Он может укладываться не только во время ямочного ремонта в ограниченных количествах, но и при полноценном дорожном строительстве: сплошном асфальтировании, строительстве автодорог и магистралей различных типов. Холодный асфальт также может использоваться при полноценном асфальтировании, но только дорог низких категорий.

Компонентный состав и особенности изготовления

холодный асфальт фасовка

Одно из ключевых отличий холодного дорожного покрытия – присутствие в составе вещества битумного вяжущего. Его доля составляет 4-6%. Если использовать только жидкий битум без добавок, то покрытие подходит только для начального ремонта дорог (закладки ям, трещин, устранение бугристости). При модифицированном жидком битуме сфера применения материала существенно расширяется. Также в состав покрытия входят следующие вещества:

  • Щебень малых фракций;
  • Битум жидкого типа;
  • Пластификаторы;
  • Песок;
  • Растворители
  • Добавки для модификаций.

Щебень, полученный из крупных горных пород, играет роль минерального заполнителя. Размер фракций составляет 5-20 мм. Песок используется только из отсевов с тщательным дроблением.

Холодная асфальтная смесь замешивается в специальных камерах – смесительных установках. Они оснащены устройствами принудительного смешивания периодического действия. Существует 2 принципиально разных способа приготовления холодного покрытия: с нагреванием и без нагревания.

С использованием нагрева

Смесь с нагреванием приготавливается соответственно с процессом нагрева ее компонентов. Песок или щебень тщательно высушивается и подвергается воздействию температуры от 80 до 110 градусов по Цельсию. После этого в смесь добавляется жидкое вяжущее. На выходе температура получившегося материала получается не более 105 градусов Цельсия.

холодный асфальт с использованием нагрева

Остывшую смесь перевозят и устанавливают на панели, имеющие твердое покрытие. Там они охлаждаются до температуры +25 градусов Цельсия перелопачиваем фронтальным погрузчиком. Хранится в таре малого объема 15-20 кг или в виде штабелей. Оба способа хранения и поставки равноценны по надежности.

Без нагревания

Жидкий вид битума в процессе производства холодной асфальтной смеси используется с добавками, которые модифицируют свойства материала. Так активно применяются пластификаторы и активные добавки. Они позволяют производить асфальт без нагревания, что существенно снижает затраты.

ведро холодного асфальта

Кроме того, он не требует охладительных мер перед эксплуатацией, что также положительно влияет на показатели такой смеси. В физическом плате холодная смесь без нагревания эффективнее сцепляется с базовым покрытием дороги, благодаря чему считается более долговечным материалом.

Характеристики

На мировом и отечественном рынке производство смеси асфальтной стоит на очень высоком уровне. Материал поставляется конечному потребителю в виде полностью готовой смеси, расфасованной по мешкам. Их легко погрузить в легковой или грузовой автомобиль для транспортировки на строительную площадку. При вскрытии тары асфальт может храниться до 12 месяцев без потери положительных качеств. Запакованный в полиэтиленовую тару материал хранится до 24 месяцев.

Покрытие отличается легкостью укладки. В процессе укладочных работ нет необходимости привлечения тяжелой строительной техники и большого количества рабочих. Также материал проявляет экономичные свойства. Расход мокрого асфальта на 5 см слоя составляет 12 кг/м2. Это актуально при условии соблюдения всех производственных и эксплуатационных норм.

Виды

Показатели, по которым классифицируют типы асфальтной смеси холодного типа:

  • Содержание минералов (щебеночный, песчаный, гравийный);
  • Минимальный размер фракций минералов (мелкозернистый – до 20 мм, песчаный – до 5 мм);
  • Содержание гравия или щебня в процентном соотношении к общему объему (Бх – больше 40%, до 50% включительно, Вч – больше 30% до 40% включительно);
  • Вид песчаного наполнителя (Гх – отсевы дробления, Дх – природный песок);
  • Остаточная пористость (высокопористый, плотный).

холодный асфальт в мешках

Каждому из представленных видов холодного асфальта присущи свои особенности, преимущества и недостатки. На них следует опираться при работах по укладке тех или иных дорожных поверхностей с учетом природных условий и особенностей окружающей среды.

Плюсы и минусы

Популярность материала обусловлена такими положительными качествами:

  • Возможность укладки в холодное время года (точный показатель зависит от вяжущего элемента и типа смеси);
  • Простота укладки (отсутствует необходимость в применении тяжелой строительной техники, а также большого количества рабочего персонала);
  • Высокая доступность (по причине простоты производства холодный асфальт может поставляться разными партиями, что хватит на крупные ремонтные работы, а также на ямочную укладку в малых количествах);
  • Большой срок хранения (от 2 недель до нескольких месяцев в закрытой упаковке).

Материалу присущи такие недостатки:

  • Низкая эффективность сцепление с поверхностью повышенной влажности (спасают полимерные добавки в битумном вяжущем);
  • Холодный асфальт, произведенный по технологии с нагреванием, требует дополнительных работ для предотвращения слеживаемости материала;
  • Смесь, изготовленная без нагрева, требует применения более дорогих технологий и компонентов;
  • Устойчивость к воздействию влаги у холодного асфальта в 2-3 раза ниже, чем у горячего аналога;
  • Уложенный асфальт холодного типа плохо сопротивляется сдвиговым нагрузкам, что делает его неподходящим материалом для укладки пешеходного перехода, перекрестков, а также остановок общественного транспорта;
  • Цена холодной асфальтной смеси превышает цену горячего асфальта более чем в 2 раза.

Наиболее целесообразное сравнение холодного асфальта будет с асфальтом литого типа. Материалы соотносятся друг с другом по стоимости и многим свойствам. Литой асфальт проигрывает холодному в энергоемкости и затратах на производство.

Использование и применение

Холодная асфальтная смесь применяется в следующих сферах:

  • Гаражные крыши;
  • Отмостки строений;
  • Виадуки;
  • Автомобильные стоянки;
  • Асфальтное покрытие, примыкающее к трамвайным рельсам;
  • Дороги во дворах курортных баз, коттеджей;
  • Вокзальные перроны;
  • Заездные площадки перед гаражами.

Опираясь на возможности смеси, ее целесообразнее всего применять в качестве инструмента для локального ремонта и закрытия ям на различного типа дорогах.

Как правильно использовать

Существуют стандартизированные мероприятия при укладке холодного асфальта. Технология подразумевает следующие действия:

  1. Разметка карты;
  2. Удаление поврежденных участков;
  3. Очистка ямы;
  4. Засыпка;
  5. Укладка;
  6. Уплотнение;
  7. Отсыпка.

На каждую из этих работ предусмотрены ряд стандартов, обязательных к исполнению.

Разметка и удаление старого покрытия

Разметка карты подразумевает, что на дефектный участок дороги наносится разметка в виде вертикальных и горизонтальных линий так, чтобы они захватывали повреждения. При этом, близкорасположенные дефекты можно объединять в одну область (карту).

демонтаж старого асфальта

Размечать и обрезать области с дефектами на дорожном покрытии следует каждую под углом 90 градусов. Благодаря этому, обеспечивается лучшее сцепление нового материала. После разметки поврежденные участки нужно удалить. В образовавшейся яме скапливается большое количество оставшейся асфальтной крошки, пыли и влаги. Такие элементы также начисто удаляются.

очистка ямы перед асфальтированием

Укладка

Стенки ямы желательно обработать битумом – сделать подгрунтовку. Битум или его эмульсия расходуется в соотношении от 0,3 до 0,5 литров на метр квадратный площади участка. Укладку нового асфальтного покрытия обязательно нужно производить на твердую поверхность.

укладка холодного асфальта

Перед использованием смеси, упаковку рекомендуется тщательно размять. Этим обеспечивается высокая подвижность смеси. Если укладка происходит в холодное время года, упаковку помещают в помещение с температурой от 16 до 25 градусов Цельсия. Это делается для того, чтобы смесь стала более вязкой. Если такой возможности нет, можно использовать обогреватели, тепловые установки и другое оборудование принудительного нагрева.

укладка холодного афальта

Нужно соблюдать послойную укладку холодного материала. Толщина каждого слоя должна быть максимум 5 см. Если глубина ямы оказалась выше 5 см, процедура подразумевает 2 варианта реализации: подсыпка щебня или укладывание холодного асфальта двумя слоями. Каждый слой должен быть тщательно уплотнен: примерно на 2 см выше базовой поверхности. Выравнивание слоев должна производиться таким образом, чтобы смесь заполнила все пустоты.

Количество смеси нужно рассчитывать с учетом ее плотности и расхода. Например, при расходе состава 1900 кг/м3, расход на единицу площади составляет 95кг +/- 5% при толщине слоя 5 см. Точные данные по расходу зависят от бугристости поверхности.

Уплотнение и отсыпка

Уплотнение и отсыпка обеспечивает высокое сцепление каменного материала между собой, что повышает его качество и срок эксплуатации. Отсыпка предотвращает налипание еще не влажной смеси на колеса транспортных средств. Процедура выполняется специальным приспособлениями – виброплитами или тяжелым валиком. Они воздействуют на каждую единицу площади материала, делая его ровным и плотным.

Уплотнение и отсыпка холодного асфальта

После уплотнения материал должен быть выше основного покрытия примерно на 5 см для компенсации усадки. Уложенную и уплотненную поверхность асфальтного материала отсыпают цементом, песком или их смесью. Расход материала должен быть в пределах от 3 до 5 кг/м3. Для более определения более точных показателей нужно выполнять укладку четко по инструкции на упаковке.

тромбовка виброплитой холодного асфальта

Заключение

Холодный тип асфальтной смеси можно укладывать зимой, что и является ключевым отличием и основным положительным качеством материала. Это позволяет обеспечивать ремонт покрытия всевозможных дорог при низкой температуре окружающей среды. Такая особенность материала обусловлена наличием особых компонентов. Несмотря на кажущееся преимущества горячего типа асфальтной смеси в плане физических свойств, холодный аналог доступнее, а также обладает физическими особенностями, которые обеспечили этому материалу также широкую сферу применения.